Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино


Экспозиция знаменитого кинорежиссера Сергея Соловьева «Жизнь со скоростью 1/100 сек.» совсем недавно открылась в галерее искусств Зураба Церетели. На этой выставке можно увидеть русскую живопись 19-20 века, скульптуру, фотографию. Всего выставка разместилась в 4 залах – это то, что насобирал за многие годы, плюс его собственные работы.
Центральное место в одном из залов занимает гипсовая скульптура Анны Карениной в исполнении знаменитой актрисы Татьяны Друбич. Недалеко от скульптуры находиться черная накидка этой героини, под стеклом. Создатель этого произведения искусства – Алексей Благовестов.
Автор выставки рассказывает анекдотическую ситуацию. произошедшую в Париже в год столетнего юбилея со дня рождения автора «Анны Карениной» Льва Толстого. «По стенам — полотна Шагала, Пикассо и Джакометти, ну, а Таня.... Ее привезли в Париж, разобранную на части. Леша Благовестнов разложил ее по полу, чтобы собрать. А я там в это время болтался . Какая-то особо настырная сотрудница, оказавшаяся, как потом выяснилось, заместителем председателя ЮНЕСКО, подошла и спросила: «Что это такое?». Я ляпнул какую-то фигню: «Это концептуальная скульптура - Анна Каренина после того, как ее переехал паровоз». Потом появились люди. Они стояли и смотрели на всю эту расчлененку. А Алеша продолжал ковыряться на полу, но как-то вяло, приставлял Тане ногу. Привели председателя ЮНЕСКО. Она сама из Болгарии и знала русский язык. Вот она и спросила: «А вы нас не предупреждали, что у вас концептуальная скульптура». Когда поняла, что мои слова - шутка, облегченно вздохнула».
Алексей Благовестов рассказывает, что лепил Каренину не с натуры, а по платью, в котором была Друбич во время съемок, а лицо по фильму и фотографиям. На данный момент существует три скульптуры Татьяны Друбич – первая находиться в Швейцарии, вторая в Париже, а третья, сделанная скульптором для себя, находиться сейчас на этой экспозиции. Недалеко от Карениной стоит фигура Олега Янковского в образе Каренина. Сделана она была 4 года назад, уже после смерти артиста.
Автор также пояснил, почему выполнил Татьяну именно из гипса, этого хрупкого материла. По его словам если бы он сделал скульптуру более прочной, то стояла бы она на одном месте, и не было бы возможности возить ее по выставкам из-за большого веса.
Режиссер Сергей Соловьев поясняет значение названия экспозиции – он после начала работы в кино живет со скоростью 1/100 секунды. Все фильмы, снятые и не снятые, так или иначе присутствуют на этой выставке. Вот, к примеру, кинолента «Елизавета и Клодиль» - старый, так и не воплощенный в жизнь замысел режиссера. События фильма должны были происходить в 1907 году, а съемки планировалось проводить в Санкт-Петербурге и в Нормандии. Одну из главных ролей должна была сыграть, девушка из парижского предместья. Теперь она стала знаменитой и ее знает весь мир. Это — Адель Экзаркопулос, ставшая звездой фильма «Адель» Абделатифа Кешиша. Ее портрет представлен на выставке. Вот другой филь «Иван Тургенев, Метафизика любви», мэтр так и не завершил, но фотопробы все той же Друбич в роли Виардо, и Янковского в роли самого писателя остались, и теперь выставлены здесь.
Маэстро говорит, что кинорежиссура – это таинственный мир фотографических изображений, движущихся со скоростью 24 кадра в секунду и озвученное, где главное не то, что там изображено, а то чувственное подсознательное нечто, из которого и образуется искусство. А фотография, по его словам, прекрасна тем, что люди молчат: «Мы можем вглядываться в них и представлять себе, что эти персонажи могли бы нам сказать. И эти наши представления все-таки значительно тоньше, умнее, полнокровнее, чем любые их слова. Потому молчание – золото».

О Татьяне Друбич

Сложно найти в постсоветском пространстве человека, который не слышал о Татьяне Друбич. Таня - одна из тех, кого можно смело назвать “роковой женщиной”. В нашем кинематографе таких женщин найти очень трудно...