Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

Спасатель

Противостояние добра и зла из века в век является главной темой искусства. Перерождаясь в каждом конкретном произведении в какую-то особую для него форму — например, в виде любви и ненависти, или дружбы и предательства — добро и зло ведут нескончаемую борьбу уже тысячелетия. Каждый истинный художник на своём холсте, листе или кадре так или иначе подступается к этой теме. И несмотря на «старость» темы, современные режиссёры — такие, как Сергей Соловьёв — находят силы и возможности отобразить это сопротивление двух сил близко к духу нынешнего времени.

В передаче «Кинопанорама» Сергей Соловьёв возбуждённо делился своими тревогами о приближении к Прекрасному. Он убеждал зрителей, иногда запинаясь, но не теряя уверенности, что это дело рискованное, но того стоит. Подобно Юреневу в его статье «Сто дней после детства» — а это, по сути, рецензия на одноимённый фильм Соловьёва — Сергей пытался донести простую мысль: для этого соприкосновения потребуются нечеловеческие усилия, но подобное испытание возносит личность к недостижимым вершинам, но это не означает, что не следует быть осторожным.

Новая картина Сергея Соловьёва «Спасатель» словно является продолжением предыдущего его творения «Сто дней после детства». Суть его, как и суть «старшего брата», единовременно сложна и проста.

Молодой учитель литературы в школе в апогее картины подводит для себя итог своей молодости: прибыв сюда учить детей, быть посредником в передаче вековой мудрости от писателей к юным созданиям, он отчётливо осознаёт, что чтобы он не говорил, чтобы он не обещал своим ученикам — всё это абсолютно не вечно. И когда заканчивается время прекрасного, наступает очередь других слов — куда менее приятных.

Роль учителя, Андрея Ларикова, Сергей Соловьёв поручил Сергею Шакурову — он играл и в предыдущей картине режиссёра. Там ему тоже досталась роль педагогическая. Будучи воспитателем в летнем лагере, он взращивал в детях стремление к Прекрасному — и стоит отметить, что вполне успешно. Но успешность начинаний вожатого напрямую зависела от возраста подопечных. Лариков, прекрасно понимая, что дети взрослеют, время меняется, осознаёт, что жизнь школьная далека от того, что зовётся реальной жизнью. Всё то светлое и вечное, чему их учит призванный педагог, темнеет и исчезает…

И среди его учеников, которые так же ясно понимают, что добро не бесконечно, находится Ася Веденеева, принимающая каждое слово учителя за чистую монету. Учительские уроки она принимает как законы жизни. И именно во взаимосвязи Аси и Ларикова, бывшей школьницы и её бывшего учителя, кроется смысл картины Соловьёва — полное риска приближение к Прекрасному.

Сама Ася пережила уже первую свою трагедию, которая сильно её пошатнула. Она признаётся, что была безумно влюблена и предана человеку, который позже ни с того сего стал её предателем, и она потеряла волю к жизни. Видно, что она глубоко переживает из-за этого, она разочарована в людях и любви. Что ей делать после этого? Подстраиваться под обычную, скучную жизнь исключительно ради того, чтобы всё было по-человечески, как у других? Как, к примеру, выстраивает свою жизнь Виля, матрос со спас-станции, саркастически интересующийся, где же водится эта самая великая духовность. Или чем лучше уклад Григория Ганина, работающего мастером в ателье, — главное себя убедить, что жизнь хороша, иметь достаток, и ни к чему никакие нравоучения и беседы о возвышенном.

И не смотря на них, Лариков осознаёт, что его игра стоит свеч: глядя на Асю, плотно сжившуюся с необходимостью в духовном и прекрасном, он видит, что труды его не прошли зря. И от этого единственного человека, как он верит, словно от камня кругами по воде пойдёт волна тяги к прекрасному дальше. И пускай есть такие, как Валя и Гриша. Они молоды, незрелы — придёт и их время. Нет единого подхода ко всем людям сразу, режиссёр не раскрывает всех тайн...

Само название картины — «Спасатель» — в этом фильме можно истолковать двояко. Можно вспомнить момент, когда Виля извлекает Асю из воды — он спасатель реальный, жизненный. А можно взглянуть на Андрея Ларикова, который пытается спасти духовные жизни своих воспитанников — и Аси, и Вили с Ганиным — от жестокости и себялюбия. И в целом видно, что и сами они идут к своему спасению — кто быстрее, кто медленнее, через свои мысли, действия, мечты. Они идут к самим себе — своему идеалу. Остаётся надеяться, что так и будет.

Подбор актёров в этом фильме восхищает своей уравновешенностью. Наряду с Сергеем Шакуровым и Александром Кайдоновским, исполняющим роль любителя кино Вараксина, в фильме участвуют молодые и не лишённые искры таланта Вячеслав Коненко в роли Ганина, Вячеслав Мищенко в роли Вили и очаровательная Татьяна Друбич, представшая перед зрителями в роли Аси. И среди читаемых образов Аси и Ганина выделяется размытый, неопределённый характер Вили.

О Татьяне Друбич

Сложно найти в постсоветском пространстве человека, который не слышал о Татьяне Друбич. Таня - одна из тех, кого можно смело назвать “роковой женщиной”. В нашем кинематографе таких женщин найти очень трудно...