Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

Серафима Чеботарь о бреде в «Анне Карениной» Соловьёва

Со слов Серафимы Чеботарь, российской журналистки и писательницы, происходящее в новом фильме Сергея Соловьёва «Анна Каренина» — очередной экранизации великого и широко известного произведения Льва Николаевича Толстого — зачастую не соответствует реальности XIX века, во время которого и разворачиваются события романа. Для начала стоит обратить внимание на тот факт, что в данной экранизации по видению режиссёра главная героиня не впала в безумие страсти, а подверглась влиянию сильнодействующих наркотиков. Подобное отличие от оригинала не вписывается и во время действия.

К примеру, морфий, повсеместно считающийся наркотиком сейчас, тогда был редким медикаментом для обезболивания, получить который могли исключительно врачи. Кажется неправдоподобным, что кто-то из врачей, даже за большую плату, согласился бы поставлять его Анне — в виду малых объёмов его выдачи в аптечных пунктах и строгости врачей того времени в исполнении своих обязанностей. Иных способов добыть этот препарат в то время не представлялось возможным.

«Анну Каренину» Сергей Соловьёв хотел снять уже давно, ещё когда была жива Ирина Метлицкая — её он метил на главную роль. Но, к несчастью, актриса скончалась в конце девяностых от рака и режиссёр снова погрузился в раздумья и поиски актрисы на главную роль. В общем-то, Ирина на эту роль мало походила: она была женщиной очень слаженной, статной и немалого роста, в то время как Лев Николаевич описывает её как женщину пышную — в те времена предпочтение отдавалась женской полноте, а не худобе. Следующей кандидаткой на эту роль стала Татьяна Друбич, любимица Сергея Соловьёва, и именно она предстаёт перед зрителями в его экранизации. Но и она не избежала критики журналистики.

По мнению Серафимы Чеботарь, на экране заметно, что Карениной даже не слегка за тридцать, она значительно старше. Не очень смотрится в роли Вронского Ярослав Бойко — в его лице заметны черты человека южных краев, но никак не жителя северной столицы. Не хватает утонченности, аристократичности в чертах. Чересчур старым стал Каренин в исполнении Янковского; он бы мог играть любую роль благодаря своему таланту, но не Каренина. Супруга Анны привычно считают стариком, но это вовсе не так: по роману ему чуть больше сорока. Сейчас мужчина подобного возраста считается достигшим пика своей формы. Так и Каренин, который вовсе не безжалостный старик, не беспощадный деспот для своей жены, лишивший её дитя. Анна, так необдуманно отдавшаяся любви, самостоятельно решала, с кем ей быть, и Каренин изнывал от мук не меньше, чем его жена. Но, тем не менее, экранизация Соловьёва не лишена изыска и очень приятна для просмотра. Возможно, стоит задуматься о том, что каждый режиссёр обладает своим видением, и каждому веку соответствует своя Анна Каренина.

Коллеги во время съёмок делились впечатлениями о работе с Ярославом Бойко. По их словам, он человек надменный, обладающий сложным характером. На съёмочной площадке он неожиданно напал на помощницу Сергея Соловьёва — по слухам, он посчитал её навязчивой поклонницей, но по своему признанию, он просто не правильно понял её. С его слов, она подошла к нему и попросила начать переодеваться и быть в скором времени быть готовым к позированию для пробных фотографий. Актёр моментально вспылил и отправил женщину прочь, добавив, что у него нет времени ни на какие пробы. Режиссёр это слышал и после состоялся разговор между Бойко и Соловьёвым. Сергей готов был исключить Бойко из съёмок, но быстро одумался, за что актёр был очень ему признателен.

Экранизация Сергея Соловьёва заняла целое десятилетие. Съёмки приостанавливались и снова продолжались: фильму не хватало финансирования. Но в конечном итоге фильм сняли, и в двух версиях: в формате полнометражного фильма и мини-сериала.

К концу съёмок Олегу Янковскому уже поставили диагноз: ишемическая болезнь сердца. Актёр каждый день боролся с сильными болями, но продолжал сниматься. Брат Олега, Николай Янковский, позже говорил, что Олег очень хотел прибыть в Санкт-Петербург на премьеру фильма, но, к несчастию, за неделю до выхода фильма актёр скончался.

«Анна Каренина» Сергея Соловьёва — не первая наша экранизация романа Льва Толстого. Снятая в 1967 Александром Зархи версия уже вошла в анналы кинематографической истории и считается классикой. Главные роли в этом фильме исполняли Татьяна Самойлова и Василий Лановой — они вдвоём очень стойко держались в кадре, хотя к тому моменту уже были разведены. Они изо всех сил старались показать страсть главных героев, но это давалось им ценой огромных усилий.