Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

Режиссёр и актриса, одна судьба, один брак

В мире кино существует правило, которое известно каждому: мужем актрисы, мечтающей постоянно сниматься, должен быть режиссёр. Аксиома доказывается реальными историями о режиссёрско-актёрских браках. Вот самые известные из них.

Всегда на «вы»

Они не обращались друг к другу иначе чем по имени-отчеству: «Любовь Петровна», «Григорий Васильевич». Звёздная пара, знаменитая во всём мире, завоевавшая любовь власти — Орлова и Александров. Орлова стала знаменитой уже в 30-летнем возрасте, известность актрисе принесла картина «Весёлые ребята», вышедшая в 1934 году. Ранее она участвовала в пьесах МХАТа, фильмах «Петербургская ночь», «Любовь Алены», однако знаменитой они её не сделали. Только бракосочетание с 31-летним Александровым, состоявшееся после показа «Весёлых ребят» превратило актрису в знаковую фигуру советского кинематографа.

История знакомства звёздной пары окутана множеством легенд. Одна из версий гласит, что режиссёр долго искал актрису, которая могла бы сыграть в «Весёлых ребятах» главную роль. По совету знакомых он посетил в 1933 году спектакль «Перикола», в котором играла Любовь Орлова, немедленно пленившая его сердце. Другое предположение — актриса сама добилась роли Анюты. Кинопроба с ней не удовлетворила Александрова, после чего его будущая супруга подстроила их встречу с помощью общей знакомой и получила роль.

Олимп славы Орлова покоряет в конце 30-х годов прошлого столетия. Каждый фильм, в котором она снимается, провозглашается шедевром: в 1936 году «Цирк», в 1938 «Волга-Волга», далее «Весна» и «Светлый путь». Разумеется, режиссёром всех картин является Александров.

Любовь Орлова почти не снималась последние 20 лет жизни. Фильм «Русский сувенир» с её участием, снятый Александровым в 1959 году, ждал провал. Режиссёр сделал попытку снять картину в 1970 годах. «Скворец и Лира» был посвящён жизненным перипетиям двух советских шпионов, главные роли достались ему самому и его жене. Критики назвали новое кино «Склероз и климакс», фильм был запрещён художественным советом киностудии к прокату. Высказываются предположения, что показ фильма предотвратила сама Орлова, которая разглядела старуху в главной героине. Её грим создавался часами, а вместо её рук крупным планом снимали руки молодой дублёрши.

Дорога к Жанне д’Арк от Бабы-яги

Были времена, когда Чуриковой не удавалось поступить на актёрское отделение, виной чему была «неартистическая наружность». В «Щуке» одна из представителей жюри приёмной комиссии даже поинтересовалась у будущей звезды, давно ли она смотрелась в зеркало. С поступлением в Щукинское училище и МХАТ ничего не получилось, однако актрису взяли в Училище Щепкина. Получив диплом, на протяжении трёх лет она играла в Театре юного зрителя, участвуя в массовке. Грандиозным профессиональным событием стала крохотная роль Бабы-яги.

Именно персонаж Бабы-яги решил судьбу Чуриковой, так как Глеб Панфилов, молодой режиссёр «Ленфильма» разглядел будущую жену именно в этой роли, увидев её в телевизионном новогоднем огоньке. Он предложил актрисе роль в картине «В огне брода нет», где она должна была сыграть санитарку Таню Теткину.

Обилие прекрасных артисток на пробах не добавило Чуриковой уверенности в себе. Особое впечатление, по словам актрисы, на неё произвёл именно талантливый, умный и красивый Панфилов, в которого она незамедлительно влюбилась без какой-либо надежды на ответные чувства. Благодаря молодому режиссёру, сумевшему каким-то чудом заставить советский худсовет поверить в способность Чуриковой перевоплотиться в лирическую героиню, объект страсти главного героя, актриса получила роль. Результат известен всем: приз, который завоевал фильм на швейцарском фестивале. Бракосочетание Глеба Панфилова и Инны Чуриковой состоялось в 1967 году, сын Иван родился в 1978.

Картина «Начало», снятая Панфиловым в дальнейшем, включает в себя сцену, которую можно назвать автобиографичной. По фильму режиссёр обнаруживает на репетиции спектакля будущую исполнительницу роли Жанны д’Арк, играющую в тот момент Бабу-ягу. «Без вины виноватые», «Мать», «Валентина», «Васса», «Тема», «Прошу слова» - в каждой из этих картин, снятых Панфиловым, участвовала Чурикова. Актриса плодотворно снималась и у других режиссёров: у Карена Шахназарова в фильме «Курьер», в «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского и так далее.

О Татьяне Друбич

Сложно найти в постсоветском пространстве человека, который не слышал о Татьяне Друбич. Таня - одна из тех, кого можно смело назвать “роковой женщиной”. В нашем кинематографе таких женщин найти очень трудно...