Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

Последняя сказка Риты

В мрачной канцелярии утончённая дама в роскошном чёрном головном уборе, на деле являющаяся самой Смертью в исполнении Ренаты Литвиновой, даёт отчёт о своём новом деле. Госпожа Смерть, представляясь медсестрой Таней Неубивко, должна подготовить и препроводить в загробный мир душу Маргариты Готье, попавшей с неизвестным заболеванием в больницу, где встречает свою давнюю подругу Надю — её играет Татьяна Друбич.

Неизвестно почему, но Надя старательно избегает встреч с Ритой и не посещает её, зато медсестра Таня, та самая Смерть, становится частой гостей и быстро завоёвывает доверие Риты. В обеденные перерывы Таня ходит с радиоприёмником и сетует на мэра, давшего своё разрешение на снос старых построек в городе — пропадают под их обломками драгоценные порталы, через которые можно было провести душу Маргариты.

По словам Ренаты Литвиновой, её с давних пор волнует вопрос смерти. Вместе с подростковым возрастом уходит и подростковая храбрость с её насмешками, дескать, смерть не для нас, юных, и приходит зрелость с её тревогами — со смертью приходится мириться. Мир глазами Ренаты Муратовны выглядит так: жизнь — это непрерывная череда испытаний, это боль, чередующаяся с настоящими мучениями, реальность похожа на неубранную палату в больнице с ледяными полами и продуваемыми окнами, а люди в ней создания отталкивающие, неопрятные, вызывающие только жалость, ведь их вечные души обязаны переходить от одного страдания к другому. И только Смерть является их надеждой на что-то светлое и спокойное, билетом в долгожданный отпуск, радостным избавлением. И выходит, что Смерти бояться не надо. Это не уродливая старуха с косой, как нас пугают — это милая и прекрасная женщина, нежная и внимательная, всегда прислушивающаяся к твоим словам.

Так много из того, что сделано Ренатой Муратовной, так или иначе связано с любовью, и «Последняя сказка Риты» исключением не стала — Смерть в ней преисполнена этим чувством ко всем окружающим, её любовь нежная, это не буйный всепожирающий эрос, это всеобъемлющая сторге, любовь семейная: Смерть, как мать, любит каждого абсолютно и просто так. Момент, когда подвыпившая медсестра Таня, стоя на импровизированной сцене в кафе-баре, голосом Земфиры Рамазановой поёт «Я люблю вас всех» и эксцентрично танцует во время своего выступления, достоин сравнения с творениями Дэвида Линча.

Не ясно, почему Надеждой стала именно героиня Татьяны Друбич — Смерти-Неубивко это имя подошло бы гораздо больше, ведь именно такая Смерть в мире, выдуманном Литвиновой: дарящая всем надежду. Глядя на Готье и людей вокруг, она вдруг осознаёт, что в помощи нуждаются не те, кто вот-вот покинет мир и отмучаются, а те, кому ещё предстоит прожить свою жизнь: Надя, как зацикленная ищущая успокоение в алкоголе, отчаявшийся любовник Маргариты Николай. Им двоим нужно чудо, им нужна надежда, и Смерть, как настоящая добрая волшебница, даёт эту самую столь необходимую им надежду.

Вино и табак — это своеобразные «привычки» Литвиновой в кино. Два самых простых и доступных способа отвлечься от серой наскучившей реальности, сбежать туда, где лучше. А лучше там, где множество женщин нарядны, накрашены, причёсаны и вообще больше похожи на фарфоровых куколок, чем на женщин. Эти вредные привычки дают шанс смириться с тем кошмаром, с теми страданиями, которые нужно ещё только предстоит пережить. Сигареты и алкоголь — это и повязка на глаза, и поводыри, мягко ведущие за руку дальше, они приглушают немного боль и дают забыться — вот все герои в этом фильме и травят себя. Только от чего-то это их не обезображивает, а скорее накладывает некий шарм. Наверное, декаденты обожествляли бы Ренату Литвинову, родись она на столетие раньше.

Фильм, который Рената Муратовна полностью взяла в свои руки — она и режиссёр, и сценарист, и продюсер — снят ей на свои деньги. Композитором для фильма стала певица Земфира, которая приняла предложение Литвиновой как должное и щедро предоставила саундтрек всего за один рубль. Литвинова, как тигрица защищающая своего детёныша, старательно оберегала своё детище от других продюсеров, старательно избегала общения с ними и рискнула потянуть весь фильм в одиночку. Нельзя сказать, что у неё это не получилось, но фильм скорее похож на теле-спектакль. Пустовато, местами чётко ощущаются провалы чисто технического характера, и как бы не хотелось дать громкую положительную оценку фильму, картинка в нём явно страдает не меньше людей в этом выдуманном мире.. Как бы Рената Муратовна не прикрывала своё творение маленьким бюджетом, скрыть ужасающую картинку местами у неё не удалось.

О Татьяне Друбич

Сложно найти в постсоветском пространстве человека, который не слышал о Татьяне Друбич. Таня - одна из тех, кого можно смело назвать “роковой женщиной”. В нашем кинематографе таких женщин найти очень трудно...