Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

«Десять негритят» пугали туристов в Крыму

В конце 80-х прошлого века на экраны советских кинотеатров вышел фильм Станислава Говорухина, снятый по одноименному роману Агаты Кристи. Режиссер, не являясь поклонником творчества писательницы, оказался взволнован романом «Десять негритят». До сих пор его экранизация книги Кристи, считается лучшей за всю историю кино. Однако споры вокруг фильма не утихают и сегодня, хотя прошло уже 26 лет.

Об интересных, порой забавных моментах, возникших в работе над фильмом «Десять негритят» вы узнаете из этой статьи. Она написана для тех, кто смотрел данную экранизацию и знаком с творчеством английской писательницы.

Что в основе?

Фильм Говорухина вышел на экраны в последний день января 1988 года. Роман Кристи опубликовали в 1939 году. Между этими двумя событиями – почти полувековая разница. Но режиссер вместе с оператором, художниками по картине успешно воссоздали атмосферу английского общества 20-30-х годов прошлого века. Агата Кристи написала роман, в котором соединились напряженное развитие действия с непредсказуемым финалом и нравственная дилемма: есть ли у человека право судить и карать другого человека, даже если он преступник? Является ли жестокость, трусость, лжесвидетельство уголовно наказуемыми преступлениями, если они повлекли за собой смерть людей?

История о десяти «негритятах» — прежде незнакомых между собой людях, собранных волей судьи на скалистом Негритянском острове, взбудоражила англичан. А за ними и всех любителей детективного жанра в других странах. Все персонажи романа Агаты Кристи погибают. Их убивает судья (или они сами убивают друг -друга, как в случае с Верой Клейторн и Филиппом Ломбардом). Судья Уоргрейв наказывает персонажей за преступления, о которых до того момента знали только они сами. Прежде чем взяться за сюжет «Десяти негритят» Станислав Говорухин уже снял один детектив – о банде «Черная кошка», лейтенанте Шарапове и капитане Жеглове («Место встречи изменить нельзя»). Но тогда работа шла на отечественном материале. Режиссер показал деятельность уголовного розыска в послевоенной Москве. С «Десятью негритятами» все обстояло иначе. Требовалось снять совершенно иную страну, ситуацию, характеры. Трудностей добавляло и то, что в основе сценария фильма лежал хорошо известный роман очень популярной, для многих культовой, писательницы. А значит зрительские ожидания («чтоб все как в книге»), их требования к фильму были изначально завышены. Интересно, что Говорухин сохранил в фильме первое название произведения – «Десять негритят», под которым роман Кристи появился в свет. Позднее Агата Кристи написала по книге театральную пьесу «И никого не стало». В ней она изменила фамилии некоторых персонажей, концовку истории – мрак на хэппи-энд, сгладила наиболее тягостные сюжетные моменты. Вера не убивает Ломбарда, а лишь ранит. В итоге тот оказывается не Ломбардом, а его другом Чарльзом. Вместе с Верой они спасаются от судьи-убийцы Уоргрейва. Голливудские и бродвейские версии детектива выходили в прокат и на сцену под названием «10 маленьких индейцев». Слово «нигер» и все производные от него, в Соединенных Штатах воспринимаются чернокожими американцами как оскорбление.

В поисках «натуры»

Съемка советского фильма «Десять негритят» проходила на Одесской киностудии, где в то время, начиная с 1966 года, работал Говорухин. В середине 80-х Госкино, наконец, выделило деньги на воплощение студенческой идеи режиссера – экранизировать роман Агаты Кристи. Оставалось собрать хороший актерский ансамбль и выбрать «натуру» — место съемок. С начала работы, Говорухин хотел сделать не просто киношный детектив, а максимально точно, «близко к тексту», воспроизвести дух и атмосферу Англии, сохранить своеобразие сдержанной манеры изложения, свойственной Кристи. Подобная установка требовала максимального внимания к деталям, строгого соблюдения «английского стиля», исключения из видеоряда каких бы то ни было излишеств, яркостей. «Картинка» фильма – монохромна, сюжет развивается на фоне серо-коричневых цветов, с тонкими тональными переходами. Татьяна Друбич – исполнительница Веры Клейторн (в фильме – Клейсорн) -вспоминает, что режиссер в поисках нужного скрипа половиц, «объездил весь Крым». Действие романа «Десять негритят» происходит в пустующем доме, расположенном на скалистом мысе Негритянского острова. Интерьер дома, где судья вершил свой самосуд, писательница описывает не очень тщательно. Но очевидно, что это респектабельный особняк, построенный очень состоятельным англичанином.

После долгих поисков и разъездов, местом съемок определили сразу несколько мест на южном побережье Крыма: замок «Ласточкино гнездо», дворец графа Воронцова в Алупке, особняк графини Вадарской в Ялте, гора Кошка в 18 км от Ялты в поселке Симеиз.

Место встречи

В фильме Говорухина персонажи долго плывут к месту своей гибели на маленьком катере. Огибая скалистые берега, видят на вершине одного из утесов, под серым небом — небольшой дом. Похожим месторасположением обладают две известные крымские достопримечательности – прославленное «Ласточкино гнездо» на горе Ай-Петри (Аврорина скала пос. Гаспра) и расположенный в том же районе – Воронцовский дворец (г.Алупка). Оба строения возвышаются на округлых по форме утесах, что дало хороший простор для съемок оператору Геннадию Энгстрему. Он снимал с трех точек, отчего в кадре возникает абсолютная иллюзия, что мы видим остров.

На правах рекламы:

Свет. Всегда в наличии драйвер для светодиодных светильников любой мощности недорого.

О Татьяне Друбич

Сложно найти в постсоветском пространстве человека, который не слышал о Татьяне Друбич. Таня - одна из тех, кого можно смело назвать “роковой женщиной”. В нашем кинематографе таких женщин найти очень трудно...